Телефоны "Доверия" (Экстренной психологической помощи):

*  Республиканская "Детская телефонная линия": 8 801 100 16 11
*  Учреждение "Гомельская областная клиническо-психиатрическая больница" : 8 (0232) 31 51 61
* Учреждение  "Центр социального обслуживания населения Советского района г.Гомеля" : 8 (0232) 22 45 47
              пн 10.00 - 13.00
              ср 14.00 - 17.00
                                                 Центры дружественного отношения к подросткам:
*  Центр здоровья молодёжи "Юность" филиала №3 ГУЗ "Гомельская центральная городская детская клиническая поликлинника" г. Гомель, ул.Быховская 108:   8 (0232) 40 18 98
              пн 8.00 - 12.00
              пт 15.50 - 20.00
 *  Центр дружественный подросток "Подросток" ГУЗ "Гомельская центральная городская детская клиническая поликлинника" г. Гомель, ​ул. Мазурова 10в:   8 (0232) 31 08 86;   8 (0232) 31 08 87
8 044 767 78 27
              пн, пт. 8.00 - 16.30

Информационная помощь людям в трудной жизненной ситуации https://pomogut.by/

Безопасность детей в сети  https://kids.pomogut.by/

Молодёжь против наркотиков https://edu.gov.by/molodyezh-protiv-narkotikov/

Работа с родителями по  профилактике 

безнадзорности  и  правонарушений детей.

С  самого  раннего  детства  каждый  ребенок  —  личность.

С индивидуальными  чертами  характера,  способностями,  желаниями,  и  всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы.

Закон справедливых отношений между людьми таков:  никто не властен над чужими правами.

В детский сад - с радостью.

Хочется  видеть  каждого  ребѐнка,  идущего  в  детский  сад, счастливым, а не обременѐнным непосильными для его возраста заботами.

Каждый взрослый, если он любит, понимает и не разучился играть, может помочь ребѐнку вырасти счастливым и довольным окружающим, как в семье, так и в детском саду.

Место  родителей  и  педагогов  рядом  с  ребѐнком,  может  быть,  чуть

впереди.

Не подавляйте, не подминайте, не наказывайте, а предостерегайте, предоставляйте право решать самому ребѐнку.

Воодушевляйте и возвышайте.

Пробуждайте  и  поддерживайте  естественное  стремление  ребѐнка  быть

хорошим.

Главный  принцип  позитивного  общения  –  безусловно  принимать ребѐнка.  Любить  его  не  за  то,  что  он  красивый,  умный,  способный, помощник, а просто за то, что он есть.

Правила позитивного общения с ребѐнком.

1.  Безусловно принимайте и уважайте ребѐнка.

2.  Если вы рассержены на ребѐнка, то нужно выражать своѐ

недовольство. Но не ребѐнком в целом, а его отдельными

действиями.

3.  Можно осуждать действия ребѐнка, но не его чувства. Раз

чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.

4.  Недовольство действиями ребѐнка не должно быть

систематическим, иначе оно перерастѐт в неприятие ребѐнка.

5.  Активно выслушивайте его переживания и потребности.

6.  Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.

7.  Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.

8.  Помогайте, когда он просит.

9.  Поддерживайте успехи.

10. Делитесь своими чувствами.

11. Конструктивно разрешайте конфликты.

12. Используйте в повседневном общении приветливые фразы.

13. Обнимайте не менее 4 –х, а лучше по 8 раз в день.

Советы родителям.

-Ребѐнок  ни  в чѐм  не  виноват перед  вами. Ни  в том, что появился на

свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не

оправдал  ваши  ожидания.  И  вы  не  вправе  требовать,  чтобы  он  разрешил ваши проблемы.

-Ребѐнок  -  не  ваша  собственность,  а  самостоятельный  человек.  И

решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы

не  имеете  права.  Вы  можете  лишь  помочь  ему  выбрать  жизненный  путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

-Ваш  ребѐнок  далеко  не  всегда  будет  послушным  и  милым.  Его

упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

-Во многих капризах и шалостях ребѐнка повинны вы сами. Потому что

вовремя  не  поняли  его.  Пожалели  свои  силы  и  время.  Стали  воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать  –  в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

-Вы  должны  всегда  верить  в  то  лучшее,  что  есть  в  ребѐнке.  В  то

лучшее, что в нѐм ещѐ будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это

лучшее  непременно  проявится.  И  сохранять  оптимизм  во  всех педагогических невзгодах.

Ребѐнок учится тому, чему его учит жизнь.

Если ребѐнок живѐт в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.

Если к ребѐнку относятся враждебно, он учится драться.

Если ребѐнка высмеивают, он учится быть застенчивым.

Если ребѐнка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребѐнок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.

Если ребѐнка поощряют, он учится уверенности в себе.

Если ребѐнка хвалят, он учится благодарности.

Если к ребѐнку относятся честно, он учится справедливости.

Если ребѐнок растѐт в безопасности, он учится доверять.

Если к ребѐнку относятся с одобрением, он учится любить себя.

Семь правил для взрослых.

1.  Наказание  не  должно  вредить  здоровью  –  ни  физическому,  ни

психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать,  -  не наказывайте.

Даже  если  уже  поняли,  что  слишком  мягки,  доверчивы  и  нерешительны.

Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3.  За  один  раз  –  одно.  Даже  если  проступков  совершено  сразу

необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за

всѐ сразу, а не по одному за каждый.

Наказание  –  не  за  счѐт  любви.  Что  бы  ни  случилось,  не  лишайте

ребѐнка заслуженной похвалы и награды.

4.  Лучше  не  наказывать,  чем  наказывать  запоздало.  Иные,  чересчур

последовательные  взрослые,  ругают  и  наказывают  детей  за  проступки,

обнаруженные  спустя  месяц,  а  то  и  год  (что-то  испортил,  стащил,

напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во

внимание  срок  давности  правонарушения.  Риск  внушить  ребѐнку  мысль  о возможной  безнаказанности  не  так  страшен,  как  риск  задержки  душевного развития.

5.  Наказан  –  прощѐн.  Инцидент  исчерпан.  Страница  перевѐрнута,  как

ни в чѐм не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь

сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не

должно  восприниматься  ребѐнком  как  торжество  нашей  силы  над  его

слабостью,  как  унижение.  Если  ребѐнок  считает,  что  мы  несправедливы,

наказание подействует только в обратную сторону!

7.  Ребѐнок  не  должен  бояться  наказания.  Не  наказания  он  должен

страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

При  дефиците  любви  становится  наказанием  сама  жизнь,  и  тогда

наказания ищут как последний шанс на любовь.

Типы родительской любви.

Известный  детский  психотерапевт,  специалист  в  области  детско-родительских  отношений,  А.  С.  Спиваковская  выделяет  восемь  типов

родительской  любви.  Чаще  всего  в  поведении  родителей  смешиваются

несколько  вариантов  отношений.  Однако  можно  определить,  какая  именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.

1. Действенная  любовь  (симпатия,  уважение,  близость).  Формула

семейного  воспитания  при  этом  такова:  хочу,  чтобы  мой  ребѐнок  был

счастлив,  и  буду  помогать  ему  в  этом.  Действенная  любовь  включает

активное внимание к интересам ребѐнка, принятие его как самостоятельной

личности, тѐплое эмоциональное отношение.

2. Отстранѐнная любовь  (симпатия, уважение, но большая дистанция в

общении). Воспитание осуществляется по формуле: смотрите, какой у меня

прекрасный ребѐнок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним.

Родители высоко оценивают ребѐнка, особенно его успехи или способности,

но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его

проблемах.

3. Действенная  жалость  (симпатия,  близость,  но  отсутствие  уважения).

Формула такова: хотя мой ребѐнок недостаточно умѐн и развит, но всѐ равно

я его люблю. Для этого стиля характерно признание действительных (а часто

и  мнимых)  отклонений  в  умственном  или  физическом  развитии  ребѐнка,  в результате  чего  родители  начинают  чрезмерно  опекать,  не  веря  в  его

способности и возможности, не доверяя ребѐнку.

4. Снисходительное  отстранение  (симпатия,  неуважение,  большая

дистанция  в  общении).  Воспитание  по  принципу:  нельзя  винить  моего

ребѐнка в том, что он недостаточно умѐн и развит. Родителям свойственно не

вполне  осознанное  оправдание  личностных  особенностей  ребѐнка  его

наследственностью, условиями рождения. Они как бы признают за ребѐнком

право  на  неблагополучие  и  несчастье  и  при  этом  не  особенно  стремятся

предотвратить  это,  не  вмешиваются  в  его  дела  и  плохо  осведомлены  о  его переживаниях и внутреннем мире.

5. Презрение  (антипатия,  неуважение  и  малая  дистанция  в  общении).

Такое  отношение  соответствует  формуле:  я  мучаюсь  и  страдаю  оттого,  что мой ребѐнок так не развит, неумѐн, неприятен другим. Родитель обычно не замечает в ребѐнке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником.

Для  родителей  характерно  признание  своего  бессилия  и  переадресация

ответственности специалистам для исправления.

6. Преследование  (антипатия,  уважение,  близость).  Формула:  мой

ребѐнок  негодяй,  и  я  докажу  ему  это!  Родители  пытаются  строгостью  и

жѐстким  контролем  переломить  ребѐнка,  выступают  инициаторами

привлечения  к  воспитанию  общественности.  Однако,  наряду  с  внутренней убеждѐнностью,  что  их  ребѐнок  превратится  в  законченного  негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

7. Отвержение  (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении).

Подобное  отношение  встречается  достаточно  редко,  его  формула:  ребѐнок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела. Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребѐнок нуждается в помощи и поддержке.

8. Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители

живут  по  формуле:  я  не  хочу  иметь  дело  с  этим  негодяем.  В  воспитании преобладает отстранение от проблем ребѐнка, родители как бы издали следят за  ним,  признавая  его  силу,  ценность  некоторых  личностных  качеств.  В поведении  родителей  просматривается  не  вполне  осознанный  призыв: оградите нас от этого чудовища.

Советы для родителей, не чувствующих любви к своему ребѐнку.

Не  стремитесь  к  виртуозному  исполнению  материнской  роли.

Позвольте  себе  быть  несовершенной  –  ведь  ни  один  человек  не  способен постоянно  любить  или  ненавидеть.  В  общении  с  ребѐнком  нет  и  не  может быть запрещѐнных эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в  безусловности  вашей  любви.  Малыш  должен  чувствовать,  что  ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им  самим.

Ваш ребѐнок не может быть плохим, потому что он ребѐнок и потому что он

ваш.

Три способа открыть ребѐнку свою любовь:

1.  Слово.  Называйте  ребѐнка  ласковыми  именами,  придумывайте

домашние  прозвища,  рассказывайте  сказки,  пойте  колыбельные,  и  пусть  в вашем голосе звучит нежность и только нежность.

2.  Прикосновение.  Иногда  достаточно  взять  ребѐнка  за  руку,

погладить  по  волосам,  поцеловать,  чтобы  он  перестал  плакать  и

капризничать.  А  потому  как  можно  больше  ласкайте  своего  ребѐнка.

Психологи  пришли  к  выводу,  что  физический  контакт  с  матерью

стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие.

3.  Взгляд.  Не  разговаривайте  с  ребѐнком,  стоя  к  нему  спиной  или

вполоборота,  не  кричите  ему  из  соседней  комнаты.  Подойдите,  посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Пять рецептов избавления от гнева.

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребѐнком, чтобы он чувствовал

себя с вами спокойно и уверенно:

  слушайте его;

  проводите с ним как можно больше времени;

  делитесь с ним своим опытом;

  рассказывайте ему о своѐм детстве, победах и неудачах.

2.  Следите  за  собой,  особенно  в  те  минуты,  когда  вы  находитесь  под

воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия:

  отложите или отмените совместные дела с ребѐнком;

  старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;

  выйдите из комнаты, в которой находится ребѐнок.

3. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо

о  своих  чувствах,  желаниях  и  потребностях.  Когда  вы  расстроены  и

разгневаны,  сделайте  для  себя  что-нибудь  приятное,  что  могло  бы  вас

успокоить.

4.  Старайтесь  предвидеть  и  предотвратить  возможные  неприятности,

которые могут вызвать ваш гнев:

  не  давайте  играть  ребѐнку  с  теми  вещами  и  предметами,

которыми вы очень дорожите;

  не  позволяйте  выводить  себя  из  равновесия,  учитесь

предчувствовать наступление срыва.

5.  К  некоторым  особо  важным  событиям  следует  готовиться  заранее.

Постарайтесь  учесть  возможные  нюансы  и  подготовить  ребѐнка  к

предстоящим событиям:

  изучите  силы  и  возможности  вашего  ребѐнка  (например,  как

долго  он  может  быть  занят  одним  делом,  может  ли

сконцентрировать внимание);

  если  вам  предстоит  первый  визит,  например,  к  врачу,

отрепетируйте  его  заранее,  объяснив  ребѐнку  необходимость

данного визита.

Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только хорошему,

но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что

данные рекомендации вам помогут.

Четыре заповеди мудрого родителя.

Ребѐнка  нужно  не  просто  любить,  этого  мало.  Его  нужно  уважать  и

видеть в нѐм личность. Не забывайте также о том, что воспитание  –  процесс

"долгоиграющий", мгновенных результатов ждать не приходится.

Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий,

не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация

со временем изменилась.

1.Не  пытайтесь  из  ребѐнка  сделать  самого-самого.  Так  не  бывает,

чтобы  человек  одинаково  хорошо  всѐ знал  и  умел.  Даже  самые  взрослые  и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: "Вот Маша в 4 года уже

читает,  а  ты?!"  или  "Я  в  твои  годы  на  турнике  20  раз  отжимался,  а  ты  –тюфяк  тюфяком".  Зато  ваш  Вася  клеит  бумажные  кораблики,  "сечѐт"  в

компьютере. Наверняка найдѐтся хоть одно дело, с которым он справляется

лучше  других. Так похвалите  его  за то, что  он  знает и  умеет, и  никогда  не ругайте за то, что умеют другие!

2.Не сравнивайте вслух ребѐнка с другими детьми.  Воспринимайте

рассказ  об  успехах  чужих  детей  просто  как  информацию.  Ведь  вас  самих сообщение  о  том,  что  президент  Уганды  (ваш  ровесник,  между  прочим) награждѐн  очередным  орденом,  не  переполняет  стыдом  и  обидой?  Если разговор о том, что "Мишенька из второго подъезда непревзойдѐнно играет на  скрипочке",  происходит  в  присутствии  вашего  ребѐнка,  а  вам  в  ответ похвалиться нечем – лучше всѐ равно что-нибудь скажите. Например, "А мой Петька плеваться дальше всех умеет". И пусть все смотрят на вас круглыми глазами. Важно, чтобы Петька знал: вы любите его таким, какой он есть!

3.Перестаньте шантажировать.  Навсегда исключите из словаря такие

фразы:  "Вот,  я  старалась,  а  ты…",  "Я  вот  лежу,  болею,  а  ты…",  "Я  тебя растила,  а  ты…".  Это,  граждане  родители,  на  языке  Уголовного  кодекса называется  шантаж.  Самая  нечестная  из  всех  попыток  устыдить.  И  самая неэффективная. Знаете, что отвечают на подобные фразы 99 % детей? "А я тебя рожать меня не просил!"

4.Избегайте  свидетелей.  Если  действительно  возникает  ситуация

ввергающая  вас  в  краску  (ребѐнок  нахамил  старику,  устроил  истерику  в

магазине),  нужно  твѐрдо  и  решительно  увести  его  с  места  происшествия.

Чувство  собственного  достоинства  присуще  не  только  взрослым,  поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните,  почему  так  делать  нельзя.  Вот  тут  призвать  малыша  к  стыду вполне  уместно.  Ведь  на  определѐнном  этапе  жизни  эта  эмоция  играет важную  и  полезную  роль  тормоза,  не  позволяющего  совершать неблаговидные поступки.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

НАКАЗАНИЕ ИЛИ ПООЩРЕНИЕ

Наказания и поощрения играют большую роль в процессе воспитания

ребенка.  Как  правильно  применять  эти  «воспитательные  средства»?  На

первый  взгляд,  все  предельно  ясно.  И  наказания,  и  поощрения  призваны

вырабатывать  условный  рефлекс:  за  неправильным  поведением  следует

наказание, за правильным — поощрение.

Физическое  воздействие  в  лучшем  случае  тормозит  развитие

интеллекта ребенка, а в худшем  —  ведет к его регрессу, а значит, оно не

будет помощником в деле воспитания.

Часто  наказание,  если  оно  неадекватно  проступку,  рождает  ответную

агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание, которое по

силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

Необходимо помнить, что:

  за один проступок должно следовать одно наказание;

  не  следует  откладывать  наказание.  В  силу  длительной  отсрочки

существует вероятность того, что у ребенка не возникнет связь между

проступком и наказанием;

  нельзя  наказывать  ребенка  сразу  после  его  пробуждения,  иначе  это

испортит ему весь день;

  не стоит наказывать перед сном — ребенок будет плохо спать;

  нецелесообразно  наказывать  ребенка  за  едой  —  пища  будет  плохо

усваиваться;

  при любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их

биологических и физиологических потребностей;

  ребенок  должен  быть  информирован  о  том,  за  что  будет  наказан  и  в

какой форме;

  при  наказании  детей  исключено  также  припоминание  прежних шалостей.  Надо  говорить  только  о  том,  за  что  ребенок  наказывается

именно сейчас;

  если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен

вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Лучше выйти из комнаты.  Позже,  в  отсутствие  ребенка,  можно  выяснить  свои разногласия;

  если  у  вас  возникло  сомнение,  наказывать  ребенка  или  нет,  лучше

откажитесь от наказания.

Наказанием для ребенка должно быть уже понимание им того, что он

расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.

Поощрение  —  более  действенный  инструмент  воздействия.  Когда нас  хвалят,  мы  испытываем  невероятное  удовольствие,  которое  хочется продлить,  задержать,  повторить.  Поэтому  ребенок,  хотя  бы  раз почувствовавший  удовольствие  от  поощрения,  свяжет  его  с  конкретным

поступком,  который  ему  предшествовал,  и  обязательно  захочет  повторить его.

Данный  механизм  не  применим  к  наказаниям.  Взрослые  ошибаются,  когда думают,  что  наказанный ребенок  постарается не повторять  свой проступок.

Напротив,  для  него  переживание  унижения  и  стыда,  сопутствующее

наказанию,  связывается  с  чувством  обиды  и  негативного  отношения  к

наказавшему его человеку.

Награда,  одобрение  и  похвала  возвышают  ребенка  и  ориентируют

его  на  хорошее  поведение, дают  ему осознание того, что  делать  людям

приятное  —  значит  и  самому  испытывать  радость. 

Наказание  же, особенно  связанное  с  открытым  актом  насилия,  несет  в  себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего.

Кроме  того,  ребенок  будет  постоянно  бояться  того,  кто  наказывает,

стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более

изобретательно и ловко скрывать свои проступки.

Но  не  стоит  понимать  все  вышесказанное  дословно  и  оставлять  без

внимания  любые  плохие  действия  ребенка.  Если  он  сознательно  и

целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных

постоять за себя (например, младших детей), то психологической подоплекой

такого  рода  действий  с  его  стороны  зачастую  является  проверка

родительской  силы и  границ их  возможностей. Если родители  не  способны постоять  за  себя,  то  ребенок  не  может  быть  уверен  в  том,  что  в  ситуации опасности  они  смогут  его  защитить. 

Воспитание  заключается  в  том,  чтобы ребенок, осознавая и оценивания свои поступки, старался не повторять те из них, которые  считаются  плохими, и  совершал хорошие. И  указывать  на  то, что  ребенок  доставил  кому-то  неприятности  или  причинил  боль,  следует именно взрослым.

Суть  наказания  состоит  в  том,  чтобы  ребенок  понял,  что  необходимо

исправлять  вред,  хотя  бы  частично  возмещать  нанесенный  ущерб.  Самое

главное  значение  наказания  заключается  в  снятии  вины,  которую испытывает  напроказивший  ребенок.  Напряжение,  испытываемое  им после  совершения  проступка,  как  правило,  исчезает  непосредственно  после примирения с наказывающим, которое возникает только после полученного и зачастую уже ожидаемого ребѐнком наказания. Важно, чтобы ребѐнок понял и принял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

Справедливым считается наказание, которое ребѐнок получает за нарушение

правил,  обсуждѐнных  и  установленных  родителями  и  которые  известны

ребѐнку.

Прощение  —  это  освобождение  от обиды  и  гнева.  С  ним  неразрывно

связано  наказание.  Как  любое  освобождение,  прощение  рождает  добрые

чувства к освободителю.  Но прощать ВСЕ и ВСЕГДА —  значит потерять

авторитет и возможность влиять на ребенка.

Как просьба о прощении, так и способность прощать требуют немалых

душевных сил. Простить — значит стереть из памяти то, что обидело. Но для

этого необходимы время, понимание и осознание причин, которые побудили

ребенка  совершить  проступок.  Следует  рассказать  обидчику,  что  вы

испытывали, когда он причинил вам боль,  дать ему время на обдумывание,

стоит ли просить прощения сейчас и в какой форме это лучше сделать. Ни в

коем случае не торопите его.

Важно  также  при  совершении  ребенком  какого-либо  нежелательного

поступка  выяснить  его  мотивы:  сделан  ли  он  по  незнанию  или  из

любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой-либо

другой причине. Только исходя из мотивов следует оценивать случившееся.

Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с его  личностью  и  ставить  знак  равенства  между  шалостью  и  самим ребенком.  Часто родители сгоряча говорят: «Ты совершил это, и почему ты плохой!»  Но  следует  прежде  всего  донести  до  ребенка  мысль  о  том,  что плохой  вовсе не  он, а  его  поступок. Лучше  сказать  так:  «Как  ты  мог?  Я  от тебя  этого  не  ожидал(а).  Ты  ведь  такой  умный  ребенок,  все  понимаешь,  я

тобой  очень  горжусь.  Не  расстраивай  меня  больше,  ладно?»  Необходимо, чтобы ребенок  знал:  его действия не  влияют на  ваши  с  ним  отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии.

Поощрять  следует  только  неординарные  поступки,  те,  которые совершены  ребенком  самостоятельно,  без  обычных  напоминаний  с  вашей стороны. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно  заслуживают  похвалы.  И  здесь  уже  уместно  отождествление личности ребенка и его действий: «Какой же ты молодец! Умница!» Если же, совершив  что-то  значительное,  ребенок  не  дождется  похвалы,  он  в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

Подумайте,  чего  больше  в  ваших  воспитательных  приемах  —

поощрений  и  похвалы  или  наказаний  и  осуждений?  

Помните:  поощрение более  действенное  воспитательное  средство,  чем  наказание.  Если наказание  лишь  останавливает  дурные  действия,  то  поощрение ориентирует на хорошие.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Делайте!  Не делайте!

Радуйтесь вашим сыну и дочке.  Не перебивайте ребенка.

Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

Слушайте ребенка внимательно, не перебивая.

Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен

Установите четкие и определенные требования к ребенку.

Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя»

В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

Не устраивайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

Будьте терпеливы.  Не оскорбляйте ребенка.

Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил.

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств.

Чаще хвалите ребенка.

Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений.

Поощряйте игры с другими детьми

Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом

или сестрой, соседями и пр.)

Приобретайте развивающие игры и игрушки

Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не

так, переделай»

Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и др.)

Не требуйте слишком многого —пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности

Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду

Не критикуйте ребенка

Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать

Не запрещайте общаться с другими детьми

АЛГОРИТМ
информирования педагогическими работниками родителей,
опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов
внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении
несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу
их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление
несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками
территориальных органов внутренних дел (далее — ОВД), осуществляется
педагогическими работниками учреждений образования1.

Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на
установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое,
сексуальное, психическое.

Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку
физических повреждений, которые могут привести к смерти, или
вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения
физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в
развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или
психическому здоровью ребенка2.

Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное
или периодическое психологическое воздействие, приводящее к
формированию у ребенка патологических черт характера или
нарушающее развитие его личности3.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом
воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему.
Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя,
формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение
социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее
латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие — вовлечение ребенка с его согласия или без
такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения
ИЛИ ВЫГОДЫ. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальны

контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий,
демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка
в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во
время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый,
как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так
как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.)
сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за
помощью.

Раннее выявление случаев насилия В отношении
несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи
минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в
получении информации о фактах жестокого обращения с
несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания
необходимой помощи различными субъектами — профилактики
правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам — в ходе образовательного процесса,
изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при
проведении бесед с обучающимися и их законными представителями
необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки,
царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее
распространенным свидетельством физического насилия являются
синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка
свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней
поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы,
которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы
пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со
свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и
шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика
ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы,
проявляющиеся в словесной форме без физического насилия,
преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление
ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и
возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у
ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка:
сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильма

эротического и порнографического характера, имитация полового акта с
помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми),
заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство
собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные
выражения, суицидальные разговоры и попытки и др4.

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с
повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам
случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о
причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка,
бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить
или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их
наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в
отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены
другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь
внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей
обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее —- ОВД)
о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может
быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных
граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики,
наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения
образования.

4 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и
подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с
сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики
Беларусь

Информирование педагогическими работниками родителей,
опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов
внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении
несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком,
указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении
информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно
(в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня)
информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и
специалиста социально-педагогической и психологической службы
учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало
известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел)
образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия
мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего
рабочего дня направляет письменную информацию в указанные
государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести
консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия,
в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему
психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о
признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае
если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя
учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной
информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном
законным представителем, руководитель учреждения не информирует
последнего. В таком случае необходимо организовать работу в
соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному
взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей,
оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017
Министром образования Республики Беларусь, и принять меры,
направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического,
психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего
педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-
педагогическую поддержку в учреждении образования5.

Ссылка на Методические рекомендации для педагогических работников по предупреждению, профилактике и устранению насилия в учреждении образования 
UTVERZhDENY-Metodicheskie-rekomendacii.pdf